Автор: художественный руководитель мастерской Русская Майолика, Комиссарова Юлия.
Коллеги из Лаборатории керамики — крупнейшего продавца материалов для работы керамистов — попросили нас провести тест тонкой лепки из двух видов нового китайского фарфора: «Снежный» и «Нефрит» (S-6115 и S-6116 по номенклатуре продавца).
Тест делала наш скульптор — Андреевская Ольга.
Первый тест с лепкой цветов был проведен из фарфора «Снежный».
В целом масса показала себя несколько «резиновой». Она ведет себя, как ньютоновская жидкость — размягчается и течет в спокойном состоянии, но при малейшем воздействии становится твердой и трескается.
По этой же причине она плохо растягивается, вероятно в массе много песка, поэтому она довольно тощая, что не позволяет ее изгибать при формовании фигурных листочков. На изделии образуется море мелких трещинок, которые с трудом замываются и практически неисправимы.
Масса неплохо ведет себя при склеивании деталей между собой. Из нее получается вполне приличный шликер при разведении водой. Однако, чтобы изготовить мелкую пластику — цветки, веточки и любую другую флористику — придется потратить довольно много времени и усилий. При этом качество готовых цветков будет не самое лучшее.
В целом, все зависит от задачи художника и скажем для каких-то современных арт-объектов с рваными краями и имитацией фактур, масса вполне годится. Однако для классической флористики фарфор «Снежный» не очень подходит.
Еще момент, что масса не очень хорошо держит форму: спустя час практически пропал рельеф с листика, а сам листик провис. Это позволяет предполагать, что с гончарными формами тоже могут быть сложности и масса не сможет держать более-менее высокую стенку.
Вторая масса с названием «Нефрит» показала себя намного лучше.
Шликер из нее делается легче и быстрее. Масса очевидно более жирная и лучше подходит для лепки мелких элементов из-за своей высокой пластичности.
Она прекрасно тянется, изгибается, не трескаясь, очень послушная в работе.
Детали между собой склеиваются легко даже без использования шликера. По ощущениям в работе масса «Нефрит» похожа на английский фарфор «париан». Таким образом она может стать хорошей заменой европейским маркам.
Также эта масса отлично держит форму, поэтому предполагаем, что для гончарки она тоже прекрасно подойдет.
Обжиг проводился по нижнему пределу температуры для этих масс. Производитель заявляет минимальную температуру 1178 градусов, а мы обжигали на 1200. Но все-таки 1200 градусов это объективный минимум. Обожглись розочки прекрасно — прочность черепка довольно высокая, несмотря на низкую температуру обжига. Лучше, чем у Bone China.
Способность пропускать свет присутствует даже на этой температуре. Форма в обжиге не изменилась, фарфор никуда не поплыл. Цвет белый у обоих образцов. Коллеги из Лаборатории керамики говорят, что на 1250 градусов фарфор «Снежный» сохраняет свою белоснежность, а вот «Нефрит» становится более серым. Вероятно, это вызвано примесями металлов в глине.
Интересно, что мастера из ИФЗ рассказывают, что исключительная белизна императорского фарфора достигалась путем обжига в восстановительной среде, когда железо приобретало гематитовый оттенок, что приводило к легкому окрашиванию черепка в холодные оттенки и зрительно как бы выбеляло его. Наверное можно попробовать и фарфор «Нефрит» обжечь в восстановительной среде, и с большой долей вероятности получить сияющий белоснежный фарфор.
В целом, фарфоровая масса «Нефрит» идеально подходит для лепки мелкой и тонкой пластики. А «Снежный» хоть и похуже для флористики, однако превосходно может заменить каменную массу для каких-то других изделий, что тоже совсем неплохо.
С уважением,
художественный руководитель мастерской
Комиссарова Юлия