Это статья для того, кто уже догадался, сколько на нем зарабатывают производители красивых глазурей в красивых баночках. Многие керамические школы многих стран, в том числе, самая большая школа - американская, считают использование покупных глазурей допустимым в детских студиях. А в профессиональной работе их использование слишком затратно и слишком обязывающе.
Поверхность как часть творчества
По установившемуся признанию, керамика - это творчество в форме плюс творчество в качествах поверхности. И художнику важен консонанс этих двух ипостасей. Цвет, блеск, фактура, микро и макрорельеф, сознательно подобранные и примененные, приковывают взгляд любого зрителя.
Глазури - это часть поверхности. Если вы отказываетесь от работы по поиску нужного состава, вы лишаете себя куска этого творчества. Надо отметить, что в мире немало художников-керамистов, почти полностью посвятивших себя созданию интересных глазурных поверхностей на нарочито простых формах.
Можно применять готовые глазурные составы с корректировкой. Например, просто ввести пигмент или оксид железа-меди-марганца. Можно смешивать разные глазури, или глазури с чем покажется интересным и смотреть, что получится. Такой подход очень популярен! Такой подход советует осваивать, к примеру, один из глазурных корифеев Робин Хоппер, который сравнивает керамистов с поварами.
Метод поиска температуры и времени готовки, нахождения соотношений между ингредиентами блюда - это метод проб и ошибок, метод "попробуй и посмотри". Большинство поваров, даже шеф-поваров изысканных ресторанов, мало что знает, а скорее всего вообще ничего не знает о том, что именно происходит на химическом уровне, когда смешиваются самые простые продукты... Подобно шеф-поварам, многие из всемирно уважаемых керамистов предпочитают игнорировать химию и вместо этого погрузиться в алхимию!
Ставя точку в аналогии поваров и керамистов, Робин Хоппер заявляет: если вы не любите или не имеете возможности готовить сами, к вашим услугам рестораны быстрого питания. В контексте этой статьи - к вашим услугам Лаборатория керамики с ботцами и терраколорами.
Говорим на языке глазурной химии
Важнейшая причина, по которой неплохо было бы знать глазурную химию, это необходимость понимать ее язык.
Кристаллическая матовая глазурь. Состав воспроизведен по "западной" рецептуре с пересчетом на отечественные компоненты в ООО "Хорсс", 2012 г. |
Азбука
Читая рекомендации в книгах по керамике или в блогах, можно столкнуться с фразами типа "убавь алюминий!" или "нужна высококальциевая глазурь" . И что это такое? Требуется много лет, чтобы начать понимать, много алюминия в глазури или мало, высоко она кальциевая, или совсем наоборот - низкомагниевая. Но базовые сведения и принципы общепонятны тем, кто говорит на языке глазурной химии хотя бы со словарем.
До сих пор знание влияний, например, влияния состава глазури на ее цвет, остается просто набором эмпирических правил: B и Са - "зеленит" медные глазури, Li и К - "голубит", а Ва - "синевит ". Эти заклинания приходится просто запоминать, ни из каких вычислений это не следует. Но у нас на дворе только самое начало 21 века, и соответствующее программное обеспечение для точных расчетов может быть написано со дня на день, а подлежащая физика поля лигандов применительно к Cu2+ уже изучена. Художнику незачем знать физику поля лигандов, однако ему имеет смысл знать, что такое В, Са, Li, К, Ва, а также как ввести их в состав или как изменить их концентрацию.
Путешествие рецептов
В книгах, статьях, журналах приводится множество составов завораживающих глазурей. Чаще в виде материального рецепта, который трудно воспроизвести в практической студийной жизни в связи с отсутствием отечественных аналогов компонентов. Часто - в виде формулы Зегера. На нашем сайте формулы Зегера приводятся для всех базовых белых и прозрачных глазурей. Для S-0119 это выглядит так:
0,066 Na2O 0,178 K2O 0,066 MgO 0,192 CaO 0,355 SrO 0,008 BaO 0,123 ZnO |
0,837 B2O3 0,418 Al2O3 |
3,46 SiO2 | SiO2:Al2O3 = 8,27 (SiO2+B2O3):Al2O3 = 10,506 КТР = 55,4 10-7C-1 |
И если вам требуется поискать аналог среди продуктов зарубежных производителей, покажите специалистам эту формулу. Она скажет им больше, чем общие объяснения про прозрачность, цветовые отклики или интервалы обжига.
Классы глазурей и лимит-формулы
Области окрашивания глазурей медью. Из книги John Britt. The complete guide to high-fire glazes |
Профи может, посмотрев на формулу, сказать, к какому классу относится глазурь. Новичок в глазурной химии может просто посмотреть так называемую лимит-формулу. В ней заданы примерные границы химических компонентов (то есть оксидов), в пределах которых лежит большинство составов некоторого класса глазурей: химстойких для посуды, сино, зольных, кристаллических и т.д. Это многомерное пространство! Джон Бритт дает очень приблизительную, двумерную, ориентацию для классов глазурей, рассматриваемых в его книге.
Есть чудесные инструменты - глазурные калькуляторы. Бывает, что в них сразу заложены сведения о красивых глазурях. Бывает, что нет. Но вот сведения об исходных материалах заложены наверняка. Поэтому любые рецепты можно перерассчитать на свои компоненты. Но не ждите от калькуляторов волшебных предсказаний - секстант работает только в руках капитанов. Станьте капитаном.
Знакомство с материалами
Как еще, кроме как изучая глазурную химию, можно познакомиться с обширным перечнем керамических материалов?!
Где еще вы узнаете, что состав простой красной гончарной глины почти в точности совпадает со средним составом земной коры? Что природа разрушала камень гранит несколько миллионов лет, а мы взяли продукт разрушения - глину - и за сутки превратили его опять в камень. Что антацид Ренни и дорожная (подмосковная) щебенка - это практически одно и то же?
Пегматит, цинковые белила, мел, малахит... А что если их использовать вместо флюса? Не гадайте - посмотрите на формулу, и словно падает покрывало, открывая простую голую суть материала.
Рецептуры многих китайских глазурей, сочиненные тысячу лет назад, ничуть не изменились, потому что мало изменились горы и скалы, в которых добывается полевой шпат, а уж кварцевый песок и в Африке кварцевый песок! Разумеется, современные материалы лучше очищены, тоньше и равномернее измельчены, доступнее. Так что просто почитайте состав в музейном обозрении и сделайте глазурь.
Пробы, пробы, пробы, пробы!
Как бы ни обстояли дела, выбираете ли вы расчеты или алхимию, пользуетесь ли готовым фастфудом или быстрой смесью прозрачки с пигментом, пробы приходится делать.
Например, так у Робина Хоппера:
Или вот так в 18 веке у Джозайи Веджвуда:
(Личный каталожный шкаф. Музей Джозайи Веджвуда в Сток-он-Тренте. Фото: Елена Белкинс, Великобритания)