Эффекты. Техника двухслойного глазурования.
Нам пришлось написать эту статью после очередного события на Масловке.
Как это всегда бывает с начинающими, посетитель попросил досконально объяснить 'таблицу умножения'. Случилось так, что ему объяснили в деталях, как получить один из эффектов. (Обычно мы этого не делаем, так как детальное объяснение сбивает с толку новичка, а более или менее опытному керамисту достаточно подсказать, на что обратить внимание).
Посетитель все записал, и вдруг случайно увидел другой образец абсолютно того же эффекта, только выполненного в другом цвете. И потребовал досконального объяснения…
- Очень краткое описание
- Какие красивые сочетания уже известны?
- Почему так получается? За чем надо следить?
Контрольный вопрос (тем, кто читал внимательно): За сколько приемов обжигают нанесенные глазури?
На изделие наносят слой одной глазури, по ней - слой другой глазури. Все обжигают за один прием. Слои перемешиваются в обжиге непредсказуемым образом. Иногда очень красиво.
2. Какие красивые сочетания уже известны?
Сначала собственно идея.
Если на черепок наносят одну глазурь, она будет выглядеть по-разному на разных участках изделия, хотя бы из-за разности в толщине слоев. В зрительном ощущении суммируется цвет черепка и цвет глазурного слоя. Накладывается блеск или, наоборот, матовость поверхности.
Если поверх одной глазури нанесена и вторая глазурь другого цвета, эффект удесятеряется. Разное сочетание толщин появляется не только и не столько из-за того, что мы так нанесли, а еще и из-за того, что в обжиге глазури становятся густыми жидкостями. Конечно, они могут смешиваться друг с другом.
Добавьте химию цвета. Красители могут провзаимодействовать и дать абсолютно неугадываемый цвет.
Обычно сочетание глазурей находят в результате долгих экспериментов. Многие эффекты настолько неожиданны, что рецепт в самом деле можно долго хранить в секрете. Но есть эффекты, известные очень давно и применяемые очень широко.
Пятнистость - коричневый (черный и любой другой) "леопард". Довольно крупные цветные пятна.
Хрестоматийный пример. Коричневую глазурь покрывают белой эмалью. Способ нанесения большого значения не имеет. Чем толще слои, тем заметнее эффект. На рисунке - коричневая S-0126-04 (окунание) и белая S-0033 (напыление). Обратите внимание, как эффект меняется с толщиной покрытия. (На этом и следующем рисунке показана ваза "Джаз", ООО ЗЕТ-керамика)
Более редкий (потому что черная глазурь - дорогая!) пример. Черную глазурь покрывают белой эмалью. Чем толще слои, тем заметнее эффект. На рисунке - черная S-0126-01 (окунание) и белая S-0033 (напыление). Обратите внимание, как эффект меняется с толщиной покрытия.
Точно так же можно получить и другие "леопарды", правда, иногда бывают казусы. Например, если белой эмалью, особенно не важно, какой, покрыть синюю S-0126-08, получается не леопард, а система трещин. Вот примеры.
"Трещинообразование". На рисунке - синяя S-0126-08 (окунание) и белая S-0031 (напыление).
"Трещинообразование".Образец 7 х 7 см. На рисунке - синяя S-0126-08 (полив) и белая S-0017 (полив).
К сожалению, на других цветах получить трещины не удалось. Потому что и не пробовали.
Если Вы заметили, до сих пор мы демонстрировали покрытие белой эмалью. Это совсем не обязательно, просто эффект получается почти всегда. В завершение темы белой эмали как эффектатора приводим пример зеленого "леопарда". В этом примере белая эмаль растворяет часть пигмента глазури-"металлика" и окрашивается в зеленый цвет. Никогда бы не сообразить (если не знать химсоставов), что покрытие черного цвета белым цветом даст зеленый!
Зеленый леопард. Суммарное покрытие может давать цек! Не злоупотребляйте им.
На рисунке - черный металлик S-0326 (полив) и белая S-0017 (полив).
Черные кратеры действительно рельефны, хотя и не такие глубокие, как может показаться на изображении. Все покрытие имеет гладкую блестящую фактуру.
3. Почему так получается? За чем надо следить?
Описание механизма образования эффекта висит в интернете 2 года.
Повторимся. На изделии, до обжига, глазурь лежит как порошок. После обжига - как стекловидный слой, спаянный с черепком. Эффект образуется в промежутке между этими двумя состояниями. Мы редко видим глазурь в процессе расплавления. Если у двери печи есть глазок, а у вас есть бинокль с синим стеклом, можете посмотреть. Еще бывает, что печь 'не прошла', и после остывания изделия имеют странный 'недожженный' вид. Не выбрасывайте их! Здесь секрет эффекта!
Две глазури разного состава и даже просто разного цвета обязательно имеют разные свойства: они плавятся не при одной температуре, обладают разной вязкостью, выделяют газы (например, углекислый газ при разложении мела) - тоже в разное время.
Например, может происходить следующее. В процессе нагрева глазурь пузырит, и пузыри имеют довольно крупные размеры - до 2-3 см в диаметре. Потом пузырь размягчается, оседает, прилипает к поверхности. Но тут как раз запузырила вторая глазурь…
Или по-другому. Первая глазурь усаживается, скукоживается под действием тепла, а вторая - нет, не хочет. Пусть первая треснет!
Или еще по-другому. Первая глазурь лежит толстым слоем, расплавилась и потекла, и потащила на себе еще не расплавившуюся вторую…
В итоге - после того как наконец обе глазури успокоились и расплавились как надо, получается нечто непредсказуемое.
Еще один пример с черным металликом. На рисунке - черная S-0326 (напыление) и белая матовая S-0220 (напыление).
Обратите внимание, как проявляется потечность на вертикальной поверхности.
Довольно часто бывает, что пузыри нижней глазури бьют бурным фонтаном и полностью забивают цвет наружной глазури. Только в небольших участках остается исходный цвет. Ниже на фото - пример.
Парадоксально! Вторым слоем по серо-зеленой матовой нанесена черная глазурь. Ее практически не осталось.
Если теперь ясно, в результате каких процессов получается эффект, должны быть ясны и рекомендации по его разработке:
- на изделие наносим последовательно ДВА слоя РАЗНЫХ глазурей
- смотрим четыре варианта:
- тонкий слой по тонкому слою
- тонкий слой по толстому слою
- толстый слой по тонкому слою
- толстый слой по толстому слою
- смотрим эффект на горизонтальной поверхности и на вертикальной поверхности
- если эффект получается, смотрим, как выглядит локальное нанесение второго слоя
- если слои нужны толстые - глазуруем так, чтобы суммарный слой не стек на подложку.
- все нюансы ЗАПИСЫВАЕМ в журнал.
Крупный план предыдущего варианта