Краски - порошковая смесь пигментов и флюса - для подглазурной и майоликовой росписи.

 

Основные характеристики.

В серию красок S-0850 входит около 20 цветных красок, белая краска S-0850-90 и 2 флюса: S-0850-80 для всех температур, S-0850-81 для температур порядка 900°C.

Для каждой краски указан цвет и рекомендуемый температурный интервал применения.

Особенности технологии.

Подглазурная роспись красками серии S-0850.
Покрыта бесцветной глазурью S-0125. 1200oC.

ЦВЕТ. Перед тем, как начать роспись, следует сделать собственную цветовую палитру. Каждая краска представляет "чистый" цвет, поэтому для получения требуемых оттенков нужно смешать две-три краски. Белую краску используют для ослабления цвета, получения приглушенного пастельного тона. Флюсы полезны для ослабления основного цвета, получения более прозрачного, акварельного тона. Конечно, флюсы необходимы и в том случае, если краска плохо смачивается глазурью, выходит "сухой".

Для того, чтобы найденный состав воспроизвелся в дальнейшем, рекомендуется дозировать каждую краску и флюс, например, кончиком мастихина, горчичной ложкой и т.д. Кроме того, категорически рекомендуется записывать пропорции. Приготовленные краски наносят разными мазками на образец, подписывают, обжигают в рабочих условиях.

Теперь известно, какой реальный цвет получится в реальной работе, нужно ли скорректировать цветовой тон, прозрачность, заглушенность, плавкость.

КАК РАЗВОДИТЬ. Краски представляют собой смеси сухих порошков. Для приготовления пасты требуемой консистенции используют воду, 1-5%-ый водный раствор КМЦ (S-4524), раствор сахара, смесь воды с глицерином (S-4659). КМЦ или сахар будут выполнять роль клея, глицерин - замедлит впитывание воды в черепок и позволит наносить длинные и ровные мазки.

Небольшую порцию порошка краски насыпают в маленькую ступку или непосредственно на палитру (удобно использовать толстое стекло, расположенное на рабочем столе), добавляют воду, несколько капель глицерина и растирают пестиком (курантом) до полной однородности. Во время работы из пасты может испариться вода (глицерин и прочее останутся в краске!), поэтому изредка надо добавлять несколько капель воды.

Хорошее связующее, которое можно разбавлять водой или спиртом, - среда 80 840 ⚫  Среда 80 840, S-5166.

Краска S-0850-07 разведена водой и нанесена по плотному фарфоровому черепку. Есть неравномерность. При транспортировке образовались потертости. 1230°С.
Краска S-0850-07 разведена 30%-ым раствором сахара и нанесена 2-мя слоями по плотному фарфоровому черепку. Неравномерность меньше. 1230°С.
Краска S-0850-07 разведена 5%-ым раствором КМЦ и нанесена 2 -мя слоями по плотному фарфоровому черепку. Хорошая равномерность. 1230°С.
Палитра красок под глазурью S-0125. 1230°С.

ПОДГЛАЗУРНАЯ ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ. В этой технике рисунок наносят непосредственно на черепок, который потом покрывают глазурью. Изделие может быть просто высушенным или обожженным без глазури (утильным). И та, и другая поверхность быстро впитывает воду. Если утильный обжиг проводился на невысокую температуру, поверхность впитывает воду просто моментально, что затрудняет нанесение длинных линий или получения ровно закрашенной площади рисунка. Легче работать с красками с добавкой глицерина, но можно смочить водой всю площадь, отводимую под рисунок. Если для этой цели используется смесь воды с глицерином - еще лучше, но в этом случае изделие нужно хорошо высушить перед нанесением глазури, иначе глазурь ляжет пятнами.

Основная сложность подглазурной росписи - трудность исправления рисунка. Краска впитывается в мельчайшие поры поверхности и удалить ее полностью невозможно. Если еще учесть, что часто нужны интенсивные синие краски, а до обжига они выглядят светлыми, становится понятно, сколько грязи получится при исправлениях и подчистках. Краску с необожженной поверхности можно аккуратно соскоблить, снимая слой самой глины. С утилем проблем больше. По этим причинам подглазурная техника хорошо дается тем, у кого поставлен уверенный точный мазок.

После того, как рисунок хорошо просох (в сушильном шкафу, рядом с печью или на следующий день), изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают по технологии, принятой для данного вида глины и глазури. Изделие с очень важным рисунком можно обжечь перед глазурованием на 800-900°C. Это так называемый закрепляющий обжиг: краски просто припекутся к поверхности, но останутся пористыми. Если закрепляющий обжиг проведен при высокой температуре, краски могут спечься настолько, что глазурь на них уже не ляжет. То же самое произойдет, если в краске чрезмерно много флюса. Во время закрепляющего обжига из красок удалится вся органика - глицерин, КМЦ, сахар, что по идее должно способствовать получению хорошей глазурованной поверхности. Кроме того, исчезает опасность смыва краски при глазуровании окунанием.

Если после обжига какие-то краски "потекли", надо разобраться, от чего.

  • Вариант первый - краски размылись водой во время нанесения глазури. Тогда следует добавить в краску дополнительное количество клеящих веществ, того же КМЦ.
  • Вариант второй - выбрана слишком потечная глазурь, или глазурь нанесена слишком толсто, или и то и другое. В процессе обжига глазурь сползала вниз и тянула за собой краски. Обычно хватает совсем небольшого сдвига в 1 мм, чтобы рисунок был испорчен. Рекомендации очевидны: наносите глазурь тоньше, для снижения потечности добавьте в глазурь 5-10% фаянса и т.п. добавок, снизьте температуру обжига, в конце концов, поменяйте "плохую" глазурь на "хорошую".
Использование подглазурных красок
в качестве майоликовых. Палитра.

МАЙОЛИКОВАЯ ТЕХНИКА НАНЕСЕНИЯ. В этой технике рисунок наносят на поверхность необожженной (сырой) глазури. Обычно - на белую эмаль. Во время обжига краски должны утонуть в эмали. В общих чертах процедура нанесения рисунка выглядит так же, как и в случае подглазурной техники.
В краску потребуется ввести флюс, если она плохо тонет в подлежащей эмали, остается сухой. Иногда флюсом (легкоплавкой прозрачной глазурью) покрывают до обжига весь рисунок. Обжиг красок, эмали и, если он есть, покровного слоя проводят за один раз.

Обычно не требуется введение клеев, а вот введение глицерина очень помогает. В отличие от подглазурной росписи, поверхность глазури смочить водой не получится. Если на работу требуется немного времени, рисунок лучше выполнить по свежезаглазурованной поверхности, пока она еще влажная.

Для майоликовой росписи часто используют не только специальные краски, но и растворы солей, цветные глазури, некоторые надглазурные краски. См. соответствующие разделы описания материалов.

Краски без глазури. 1230°C.

НАНЕСЕНИЕ БЕЗ ГЛАЗУРИ. Краски можно использовать сами по себе для получения цветного неблестящего тонкослойного покрытия на черепке. Например, это может понадобиться для росписи скульптурного изделия. Порошок краски следует развести пожиже. Покрытие получается ровнее, если его наносить 2-3 раза очень тонкими слоями. Этому также способствует и вышеописанное увлажнение поверхности изделия.

 

Форма поставок.

Краски и флюсы к ним в виде порошков упакованы в пластиковые баночки по 50 г. Большее количество (от 500 г) может быть упаковано по требованию в двойные пластиковые самозакрывающиеся пакеты.

horss logo
Основные сведения (Хорсс)

В этих статьях приводятся минимальные сведения, необходимые для ориентации в материалах (или оборудовании).

Эти статьи не заменяют систематического изложения вопроса. Если Вам требуется подробная информация по конкретной теме, пожалуйста, обращайтесь к учебникам и специализированным изданиям.

Эти статьи не могут служить учебником по технике работы. Для этого существуют многочисленные курсы керамики, студии, которые проводят мастер-классы на постоянной основе по избранным темам. Пожалуйста, обращайтесь к ним, если Вам требуется получить навыки в работе.

Новости и обсуждения - на наших страницах в соцсетях